Виктор Михайлович Васнецов (ум. 1926), русский художник («Три богатыря», «Аленушка», «Царь Иван Грозный»), старший брат другого художника-пейзажиста — Апполинария Михайловича Васнецова.

Виктор Михайлович Васнецов (3 (15) мая 1848, село Лопьял, Вятская губерния, Российская империя — 23 июля 1926, Москва, СССР) — выдающийся русский художник, мастер живописи на исторические и фольклорные сюжеты. Старший брат художника А. М. Васнецова.
Биография
Виктор Михайлович Васнецов родился 3 (15) мая 1848 г. в чувашском селе Лопьял (Лăпăял — «Плетенка, кошель»-деревня в переводе с чувашского) Уржумской волости Вятской губернии (ныне Кировская область), в семье православного священника, происходившего из древней вятской фамилии Васнецовых. Себя художник считал скифом.
Учился в духовном училище (1858—1862), затем в Вятской духовной семинарии. Брал уроки рисования у гимназического учителя рисования Н. Г. Чернышева. Помогал сосланному в Вятку польскому художнику Михалу Эльвиро Андриолли в росписи незадолго до того отстроенного вятского собора. Учился живописи в Петербурге — сперва у И. Н. Крамского в Рисовальной школе общества поощрения художеств (1867—1868), затем в Академии художеств (1868—1873).
По окончании Академии ездил за границу. Выставлять свои работы начал с 1869 года, сначала участвуя в экспозициях Академии, потом — в выставках передвижников.
В 1893 года Васнецов становится действительным членом Академии художеств.
После 1905 года вступил в Союз русского народа, участвовал в финансировании и оформлении монархических изданий, в том числе «Книги русской скорби».
В 1915 году участвовал в учреждени Общества возрождения художественной Руси, наряду со многими другими художниками своего времени.
Виктор Васнецов скончался 23 июля 1926 года в Москве, похоронен на Введенском кладбище.
Творчество
В творчестве Васнецова ярко представлены разные жанры, ставшие этапами очень интересной эволюции: от бытописательства к сказке, от станковой живописи к монументальной, от приземленности передвижников к прообразу стиля модерн. На раннем этапе в работах Васнецова преобладали бытовые сюжеты, например в картинах «С квартиры на квартиру» (1876), «Военная телеграмма» (1878), «Книжная лавочка» (1876), «Балаганы в Париже» (1877).
Позже главным направлением становится былинно-историческое — «Витязь на распутье» (1882), «После побоища Игоря Святославича с половцами» (1880), «Алёнушка» (1881), «Иван Царевич на Сером Волке» (1889), «Богатыри» (1881—1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).
В конце 1890-х все более заметное место в его творчестве занимает религиозная тема (работы во Владимирском соборе в Киеве и в храме Воскресения в Санкт-Петербурге, акварельные рисунки и вообще подготовительные оригиналы стенной живописи для собора святого Владимира).
После 1917 Васнецов продолжал работать над народными сказочными темами, создавая полотна «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918); «Кащей Бессмертный» (1917—1926).
Создание марок
Виктор Васнецов является автором марки добровольного сбора жертвам войны, выпущенной в 1914 году Московским городским общественным управленим.

Википедия