Гаэтано Доницетти, итальянский композитор.

Готовился сперва быть адвокатом, затем архитектором, но скоро нашёл настоящее своё призвание. Первые его оперы — «Энрико, граф Бургундский» и «Ливонский плотник» (1819), — были хорошо приняты венецианской публикой, но дальнейшему его успеху долго мешала слава Россини и Беллини. Широкую известность он приобрёл лишь в 1831, после постановки в Милане оперы «Анна Болейн». В «Лючии ди Ламермур» его талант выказался с наибольшей силой.
После смерти Беллини Доницетти, не видя опасных конкурентов, дал целый ряд опер (8), не отличавшихся серьёзными достоинствами. С 1840 Доницетти работал для Парижа. Хотя его «Дочь полка», «Полиевкт» и «Фаворитка» не сразу завладели вниманием парижан, но успех Доницетти, по прошествии некоторого времени, был обеспечен, особенно благодаря комич. опере «Дон Паскуале» (1843). Это образцовое произведение было написано в 8 дней. Для Вены Доницетти написал в то же время «Линду». Его последние оперы — «Мария ди Роган», «Катарина Корнаро» (1844) — не имели успеха. Сильное нервное расстройство было причиной его смерти.
В течение 26-летней композиторской деятельности Доницетти написал 64 оперы, много кантат, месс, псалмов и пр. Способность к быстрому сочинению была у Доницетти поразительная. Нормальному развитию его дарования мешала постоянная спешная и срочная работа; несмотря на это, он оставил несколько опер, которые могут служить образцами итальянского искусства в первой половине XIX века: «Лючия ди Ламмермур», «Лукреция», «Фаворитка», «Любовный напиток», «Дон Паскуале». Главные достоинства опер Доницетти — вдохновенные мелодии и драматическое чувство. Фактура в основном слабая, небрежная. Его лучшие оперы не имеют цельности: наряду с прекрасными местами встречаются весьма слабые.
Основные оперы
• «Сумасбродство» (Una Follia), 1818
• «Бедные странствующие виртуозы» (I piccoli virtuosi ambulanti), 1819
• «Пётр Великий, царь русский, или Ливонский плотник» (Pietro il grande Czar delle Russie о II Falegname di Livonia), 1819
• «Гувернёр в затруднении» (L’ajo nell’imbarazzo), 1824
• «Театральные удобства и неудобства» (Le convenienze teatrali), 1827
• «Анна Болейн» (Anna Bolena), 1830
• «Любовный напиток» (L’elisir d’amore), 1832
• «Лукреция Борджа» (Lucrezia Borgia), 1833. Либретто на основе одноименной пьесы Виктора Гюго
• «Мария Стюарт» (Maria Stuarda), 1834. Либретто на основе одноименной пьесы Шиллера
• «Лючия ди Ламмермур» (Lucia di Lammermoor), 1835. Либретто на основе романа Вальтера Скотта «Ламмемурская невеста». Одна из ведущих опер бельканто.
• «Велизарий» (Belisario), 1836.
• «Колокольчик» (Il campanello или Il campanello di notte), 1836
• «Роберт Деверо» (Roberto Devereux), 1837. По трагедии François Ancelot «Елизавета Английская».
• «Полиевкт» (Poliuto), 1838. По одноименной трагедии Корнеля
• «Мария ди Руденц» (Maria de Rudenz), 1838
• «Дочь полка» (La fille du régiment), 1840
• «Мученики» (Les martyrs), 1840. По «Полиевкту», 1840
• «Фаворитка» (La favorite), 1840. По более ранней собственной опере «L’ange de Nisida».
• «Мария Падилла» (Maria Padilla), 1841. По трагедии François Ancelot
• «Линда ди Шамуни» (Linda di Chamounix), 1842
• «Дон Паскуале» (Don Pasquale), 1843
• «Мария ди Роган» (Maria di Rohan), 1843
• «Дон Себастьян Португальский» (Dom Sébastien), 1843. Либретто Эжена Скриба по пьесе П.-А. Фуше

Википедия